Лесечко Олена


Пропоную прочитати частину статті  «Самая обоятельная и привлекательная» / О. Л. Кабачек //  Библиотечное дело. –  2010. – № 12. –  C. 2-5  

ВЕСНОЙ 2010 ГОДА завершился первый этап исследования «Образ библиотеки и библиотекаря», проводимого Российской государственной детской библиотекой. Он включал в себя анонимное тестирование младших школьников-пользователей РГДБ (171 человек). библиотечных психологов Москвы и сотрудников РГДБ (40 человек). Пятнадцать лет назад, в 1995—9б гг.. на базе нашей библиотеки нами уже было проведено экспериментально-психологическое исследование восприятия современной библиотеки и книжной культуры младшими школьниками и младшими подростками. Тогда с помощью блока специально разработанных диагностических методик удалось выявить ряд факторов, влияющих на формирование образа библиотеки и библиотекаря у детей, а также место книжной культуры во внутреннем мире ребёнка и подростка (Кабачек О. Л. Приблизимся ли к идеалу. . .1/ Читающая Россия: мифы и реальность. Сб. ст. по пробл. чтения. — М.: Либерия, 1997 — С. 124—130).

 

 Напомним об одной из тех методик и о полученных с её помощью результатах. Тест Образ библиотекаря» представлял собой лист с изображением семи известных литературных персонажей или предметов, олицетворяющих те или иные стороны образа детского библиотекаря:

1) старательной, трудолюбивой и скромной Золушки, вытирающей пыль с фолианта;

2) озорной Пеппи-Длинный чулок, жонглирующей книжками;

3) внимательной и мудрой черепахи Тортиллы, читающей древнюю книгу; 4) всезнающего компьютера;

5) похожей на школьную учительницу суховатой «Госпожи надзирательницы» с указкой и книжной:

6) нарядной и окрылённой «Феи радости» с волшебной палочкой и сказочной книгой;

7) « Серой-серой Серости» — расплывчатого и безликого нечто.

 

Дети должны были с помощью специальных значков отметить тот образ детского библиотекаря, который им нравится больше всего (желаемое), и тот, который они чаще всего встречают в библиотеке (реальное). Было обследовано (с помощью данного теста) 139 учащихся первых и вторых классов. Результаты тестирования учащихся первых и вторых классов оказались близки: и те, и другие дети мечтали о Фее радости (1-е место), компьютере (2-е место) и Тортилле (3-е место), но обычно дети встречали в библиотеке середины девяностых годов Госпожу надзирательницу (1-е место) и реже — Фею радости и Тортиллу (2-е и 3-е места). Меньше всего дети хотели бы видеть в библиотеке Серость. К счастью, эта непривлекательная особа и в рейтинге реальных фигур занимала у мальчиков и девочек последние места. Гендерные различия в ответах в этом возрасте были ещё не очень значительны: у мальчиков на 2 месте в желаемом стоял компьютер, а у девочек — Золушка (компьютер у них переместился на 3-е место). По частоте совпадения одной и той же фигуры в реальном и желаемом рейтингах оценивалась степень удовлетворённости библиотекарем. Лидером совпадений у мальчиков и девочек оказалась Фея радости, а аутсайдером – Серость. Интересно, что мальчики были в большей степени не удовлетворены библиотекарем, чем девочки, причём с возрастом у мальчиков степень неудовлетворённости библиотекарем (то есть несовпадение реального и желаемого) росла, а у девочек — снижалась. Это объяснимо: ведь читатели-мальчики при переходе во второй класс всё больше мечтали о компьютере в библиотеке, тогда как читатели-девочки в этом возрасте начинали больше ценить библиотекаря-Золушку. В целом, по ответам детей можно констатировать, что в рядах сотрудников отделов обслуживания 1990-х годов не хватало радостных фей, совершенных компьютеров, изобретательных Пеппи и добрых Золушек, и что ей необходимо было избавиться от строгих Надзирательниц и убогой Серости. «Современная детская библиотека должна учитывать эти запросы для того, что бы оставаться привлекательной в глазах детей», – писала я  пятнадцать лет назад.

 

Учла ли библиотека эти пожелания? И главное: остается ли фигура детского библиотекаря привлекательной? Пеппи и Тортилла: 15 лет спустя Дети, библиотекари и социокультурная ситуация в стране изменились, и необходимо было сравнить новые результаты со старыми (поэтому методики 2010 г. повторяли те, что были использованы нами для тестирования детей ранее). Обследование проходило в два этапа. В данной статье мы расскажем о результатах 1 этапа (весна 2010 г.), когда использовалась описанная выше методика «Образ библиотекаря». которая теперь имела две формы — такую же, как в 1995-96 гг. классическую (стилизованную под традиционные иллюстрации к сказкам) и современную (где помимо иллюстраций к книгам использовались фотографии «глянцевых» журналов). С помощью последней формы обследовалось большинство детей и все взрослые. Для чего понадобилась такая визуальная модификация методики? Не все современные дети помнят или знают, что такая Пеппи Длинный Чулок, Золушка, черепаха Тортилла; не всем (как и показало исследование) был известен смысл слова «надзирательница». Часть детей (как мы и предполагали) не сочли нужным прочитать надписи под изображением, то есть ориентировались только на визуальный образ, поэтому новое изображение должно было нести в себе смысл, эмоционально-ценностную составляющую незнакомого слова: на роль «госпожи Надзирательницы» теперь нами была отобрана надменная манекенщица, а не строгая (но справедливая) учительница. Новым было также то, что в исследовании по методике «Образ библиотекаря» в 2010 г. принимали участие и взрослые. Но библиотекари РГДБ и библиотечные психологи из московских детских библиотек заполняли форму не от своего имени, а как бы от лица учащихся 1-2-х классов. (Разумеется, они не должны были предварительно видеть рисунки детей.) Таким образом выявлялось, насколько точно библиотекари воспроизводят представление детей- пользователей о себе, библиотечных работниках. Выполнение теста занимало у школьников 5-7 минут, поэтому тестирование, как и пятнадцать лет назад, проводилась сразу после какого-либо библиотечного занятия или экскурсии по библиотеке. Но в этот раз обязательно отмечалось, постоянные ли это читатели библиотеки, или это их первое (разовое) посещение библиотеки. Иногда ребёнок выбирал сразу два, а то и три рисунка (то есть обводил их кружком или галочкой). Это учитывалось при обработке результатов. Итак, что же показало наше исследование? Желаемый образ библиотекаря изменился через пятнадцать лет мало — только по 2-й позиции: вместо компьютера теперь детей больше привлекает Золушка — добрый, отзывчивый профессионал. мастер на все руки. Реальные же библиотечные образы Феи радости и Госпожи надзирательницы в восприятии детей поменялись местами (Фея радости уже на 1-м, а не 2-м месте) — и это замечательно: у детей отныне нередко мечты и реальность совпадают. Но это у детей в целом!

 

 Дифференцированный анализ различных детских групп дал более точную картину. (Данные обрабатывались по формуле К. Пирсона, р ≤ 0,01.) Начнём с тендерных различий. Мальчики не так редко по сравнению с девочками хотят видеть вместо живого библиотекаря компьютер или Надзирательницу, а девочки не так редко хотят видеть Золушек и Фей радости. Эти различия были и пятнадцать лет назад. Но почему современных детей (особенно мальчиков) привлекает госпожа Надзирательница? «Мы же не беспризорники, за нами надзирают», — отвечают дети. Для этого поколения слово «надзирательница» ассоциируется со словами «воспитательница», «руководительница», то есть лишено негативного смысла. (А потребность пользователей в руководителе при посещении библиотеки, как показали исследования библиотечных социологов, есть нынешняя устойчивая тенденция — и не только среди учащихся начальной школы, но среди молодёжи вообще.) Многие нынешние первоклассники также не знают, что слово «Серость» имеет в тестовом задании переносный, а не прямой смысл. (В отличие от них ни один второклассник не отметил, что встречал в библиотеке библиотекаря- Серость.) Некоторые дети начинали разрисовывать, заполнять контуры изображения Серости, воспринимая её как проективную фигуру — манекен, который можно наделить тем, чем захочешь. Старшие дети ещё чаще младших ви­дели в библиотекарях Фей радости, а вот Золушек — ещё реже, чем малыши. Складывается впечатление, что спустя пятнадцать лет для части детей-первоклассников тест «Образ библиотекаря» стал сложноват. Например, некоторые дети не разводили два этапа выбора: выбор реального и выбор желаемого, сливая их в действие (к примеру, отмечая фигуру только кружком). Не хотелось бы думать, что мы деградируем… Но самое главное отличие было в подгруппах детей, пришедших в библиотеку впервые (на экскурсию) и занимающихся в ней постоянно (в кружках, студиях, коррекционно-развивающих группах РГДБ). «Первичные» дети не так редко воспринимали библиотекарей РГДБ как Серостей или Надзирательниц в обоих вариантах («утеплённом» классическом и «холодном» модернизированном). Дети, посещающие РГДБ давно (то есть занимающиеся в кружках и студиях различных отделов РГДБ — как отдела обслуживания читателей младшего возраста, так и специализированных отделов) чаще видят в библиотекарях Фей радости, тогда как впервые посетившие РГДБ библиотекаря чаще воспринимают как какого-то другого персонажа. Постоянно посещающие библиотеку дети не так редко хотят видеть Золушку в рядах сотрудников библиотеки, чем дети «разового посещения»…

Мені  дуже сподобалось дане дослідження та я хочу провести схоже дослідження в Україні (у своїй бібліотеці точно), тому запрошую до обговорення необхідності даного дослідження.

Запрошую дитячі бібліотеки до співпраці.

Advertisements

Comments on: "«Самая обаятельная и привлекательная»" (6)

  1. ой ужас какой… сначала научиться бы ТЕНДЕРНЫЕ различия отличать от ГЕНДЕРНЫХ. а потом еще ОБАЯТЕЛЬНАЯ научиться писать со словарем. а то пока выносим слово с ошибкой!!!! в заголовок.

    прежде всего, не нужно считать детей глупее себя. в моей жизни с 7 лет была взрослая библиотека и ее астматическая хозяйка, которая говорила со мной, как взрослый со взрослым. она начитаннейшая была особа, эта Анна Ильинична… советую взять на заметку.

    • Не будьте строги…я только учусь, и спасибо за исправления. Я признаю – я плоха в правописании, орфографии и т.д.
      Прекрасно, что вы посещали библиотеку, а ваши дети посещают или будут?
      Дети самые мудрые и умные и их мнение всегда искренне…его я и хочу узнать с помощью этого нехитрого исследования.
      Буду вам благодарна за внимание к моему блогу и исправления ошибок)

  2. тогда для начала:
    1. название отсканенной статьи исправьте и в самом тексте (1 абзац)
    2. на всякий случай проверьте имя автора КАБАЧЕК – ой, берут меня сомнения…
    3. скан обязательно, обязательно нужно вычитывать. поймите, в это блог скучающие богатенькие домохозяюшки не придут, здесь должна быть другая целевая аудитория, и она будет, просто нужно помнить, что ее отпугивает критическое число ошибок.
    я профессиональный редактор и профессиональная мама – трое выросли. думаю, мне есть что сказать. сейчас вторым комментом брошу вам прелюбопытную ссылку на одну библиотеку.
    буду призходить, если не возражаете.
    искренне,
    Елена.

    • Спасибо,Елена! Редактор мне не повредит и мама опытная тоже. Обязательно заходите! У меня двое деток своих и несколько десятков библиотечных – очень дорогих.

  3. вот из моего твиттера, зайдите по ссылке, хотите – разместите у себя статью. у меня многие обсуждали, правда, не в блоге, а в аське или устно)))))):

    библиотека будущего: http://bit.ly/hMeAaJ , как вы думаете, что это такое? 3 days ago

  4. Андрій said:

    привіт мене звати андрій мені нравиця дівчина яку я люблюі думаю пронеї завжди але мені нневдається знею встрічатися її подруги її наговарюють що можна зробити шоб я був свою любімою дівчиною

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

Хмаринка позначок

%d блогерам подобається це: